Бюджет ДНР. Дефолторожденное «государство»

 

Бюджет ДНР. Дефолторожденное «государство»

Петр и Мазепа



Просьба всем изданиям воздержаться от перепечатки данного материала в течении двух суток с момента выпуска. Редакция благодарит инсайдеров из «народных республик» за предоставление и верификацию информации.

Все помнят ставшую легендарной фразу «Донбасс кормит Украину». Но этот миф уже давно развенчан, в открытом доступе хватает информации по этому поводу. В нашей статье мы покажем несостоятельность государственного образования под названием «Донецкая Народная Республика» на основе бюджета новообразования, а именно — его наполнения и выполнения.

Утвержденный с изменениями парламентом Украины бюджет страны на 2015 год предусматривает доходы в размере 502,2 млрд грн и расходы в размере 566,8 млрд грн, что на 28,0% по доходам и на 23,2% по расходам больше от аналогичных показателей 2014 года. При этом дефицит бюджета в сравнении с прошлым годом уменьшился на 2,4 млрд грн.

1d

В то же время бюджет Донецкой области за последний год из-за ­событий на Донбассе уменьшился с 11,6 млрд грн до 9,5 млрд грн, или на 17,4%, хотя до этого бюджет имел тенденцию роста. Однако дотации из государственного бюджета Киев для области из года в год увеличивает — если в 2013 году это было 5,8 млрд. грн., то в 2015 – 7,3 млрд. грн.

2d

То есть, если бы не военный конфликт, регион бы имел очень хороший бюджет развития. Строилось бы социальное жилье, создавались бы рабочие места, шахты бы работали, довольные мамы гуляли бы с детьми в парках и, главное, не гибли бы люди. Но, как говорится, имеем то, что имеем.

Вследствие конфликта налоги от бизнеса, оставшегося на неконтролируемой территории в зоне АТО, и не перерегистрировавшегося на подконтрольную Украине территорию, не попадают в бюджет области, а успешно изымаются боевиками, в том числе и в «бюджет Донецкой Народной Республики».

О «бюджете ДНР» и пойдет речь в этой статье. Ситуация в «ЛНР» еще хуже, ее не имеет смысла даже рассматривать.

Бюджет ДНР из-за нестабильной военной ситуации в регионе был утвержден только на первое полугодие 2015 года c доходами 3 млрд грн, расходами 23,3 млрд грн и дефицитом бюджета 20,3 млрд грн (почти 90% от всех запланированных затрат). Как «народная республика» надеется покрыть дефицит, всем понятно, только нужна ли России такая допнагрузка на федеральный бюджет, особенно в свете фактических дефолтов ряда российских регионов?

3d

В перерасчете на душу населения расходы бюджета ДНР составляют 10 тыс. грн на человека, в то время как в бюджете Украины на одного гражданина приходится 14 тыс. грн.

У республики чрезвычайно разбалансированный бюджет в сторону якобы социального обеспечения населения. Парадоксально, но финансовым планом ДНР предусмотрено больше 6 млрд грн (25% всех расходов) на зарплаты бюджетникам и больше 10 млрд грн (43%) на пенсии, что вместе в 5 раз больше доходов бюджета республики.

Но даже при этом сохранить хоть какой-то пристойный уровень пенсий в ДНР не удается. Проведем простейший анализ. Донецкой области до начала конфликта было почти 1,4 млн пенсионеров, и, несмотря на то, что население на неподконтрольной территории вдвое меньше от количества населения области до начала боевых действий, понятно, что пенсионеры из-за меньшей своей мобильности практически все остались на неподконтрольных территориях. По экспертным оценкам там 1,1-1,2 млн пенсионеров. Получается, что средняя пенсия в ДНР составляет 833 грн, что на треть меньше от минимальной пенсии в Украине и более чем в три с половиной раза меньше, чем на украинских территориях получают пенсионеры-шахтеры.

4-1d

В бюджете ДНР совсем отсутствуют расходы на экологию, что для Донбасса является вопиющим «кидаловом» граждан и будущих поколений региона со стороны текущего руководства террористов. Обычно на проведение  экологических мероприятия на Донецкую область выделялось более полумиллиарда гривен, и это без учета отдельных проектов, финансируемых из центрального бюджета.

Также нет в планах финансирования шахт, которые регулярно дотировались из украинского бюджета, так в последнее время Донецк на эти цели получал более 3 млрд грн ежегодно. Не выделяются деньги и на закрытие шахт. А это очень серьезная опасность для экологии всего региона. Без средств на закрытие брошенные и неработающие шахты быстро обводняются, вода вытесняет метан, и он начинает взрываться в подвалах жилых зданий. Кроме того, поднятие уровня засоленных шахтных вод приводит к образованию солончаков. В результате вместо плодородного верхнего слоя грунта и полей Донбасс рискует получить солончаковую пустыню или засоленное болото на выбор.

Предполагается, что Кремль не оставит свои «проекты» без поддержки в этом вопросе. Не хватало, чтобы еще потом «республиканских деятелей» и их российских хозяев поминали незлым тихим словом несколько поколений жителей Донбасса. Для предотвращения прямой экологической катастрофы Москва выделяет 1,2 млн долларов США на закрытие шахт Донбасса. Однако это капля в море. Без выделения средств на капитальные работы по закрытию шахт и на создание рабочих мест для 180 тысяч шахтеров решить проблему социального взрыва на территориях республик не удастся. Разве что «республиканцы» «трудоустроят» всех шахтёров в «вооруженных силах новороссии» или в других бандформированиях. И ума-разума много не надо, и деньги хорошие — накрученные кремлевской пропагандой, они с радостью побегут «забирать свое у хохлов».

Помимо этого, следует отметить, что в текущих условиях войны на востоке Украины довольно странным выглядят достаточно ограниченные бюджеты обороны, МГБ и МВД республики. Такое возможно, если оборонные структуры образования находятся на режиме «самоокупаемости» — получая финансы от незаконного бизнеса и от «отжатых» предприятий напрямую, минуя «республиканскую налоговую», либо им просто привозят деньги из России в чемоданах.

Если учесть, что группировка боевиков, действующая на неконтролируемых территориях Донбасса, составляет чуть более 41 тыс. человек, то из запланированных в первом полугодии 2015 года 1,2 млрд грн на оборону «ДНР» на каждого боевика в месяц должно тратится 4,9 тыс. грн. Это при том, что они получают в 2,5-3 раза больше месячную зарплату в размере 400-600 долларов. Кроме этого, террористам необходимо содержать, заправлять, ремонтировать имеющиеся у них танки, БМП, БТРы, артиллерию, беспилотники, пополнять запасы имеющихся только на вооружении в РФ оружия и боеприпасов. Откуда это они берут? Они не берут. Им дают братья-россияне за кремлёвский «Русский мир» и против «украинских фашистов».

Проведенный нами анализ сравнения бюджетов Украины и «ДНР» показал наличие схожих тенденций в направлении выделения средств, но разных подходов при формировании непосредственной структуры расходов.

Так, социальное обеспечение, дотации и субвенции местным бюджетам, образование и здравоохранение и в Украине, и в «ДНР» являются весьма приоритетными — но в то время, как для Украины наибольшим приоритетом является обслуживание внешнего долга (пусть хоть и в угоду МВФ), в бюджете «ДНР» есть невероятный сдвиг в сторону популизма под видом социального обеспечения населения.

Топ-5 расходов украинского бюджета сформированы более-менее равномерными частями с поэтапным уменьшением в 1-3%, или в денежном эквиваленте — 4-18 млрд грн, от большей статьи затрат к меньшей.

4-2d

В бюджете «Донецкой Народной Республики» расходы на социальное обеспечение (10 млрд грн) на 5% больше, чем общие затраты на 2-6 позиции (9,5 млрд грн), то есть больше, чем дотации и субвенции местным бюджетам, расходы на топливно-энергетический комплекс, образование, здравоохранение и оборону (!) вместе взятые. Это не социальная ответственность, это популизм.

Сравнительный анализ двух бюджетов по основным статьям расходов показан ниже на рисунке.

Сравнительный анализ расходов бюджетов Украины на 2015 год и ДНР на 1-е полугодие 2015 года.

 

5d

 

Но более красочно несостоятельность «ДНР» как государства показывает анализ структуры доходов и динамики исполнения доходной части бюджета.

Так, 80% доходов (2,4 млрд грн) должен обеспечить Центральный Республиканский Банк (ЦРБ). Каким образом ЦРБ соберет такие большие деньги в условиях, когда в «ДНР» рынок в стагнации, бюджетообразующие налогы НДС и налог на доходы физлиц, соответственно, никакие, а бизнес не работает на полную мощь? ЦРБ может только получить финансовую помощь у России, либо через этот «ЦРБ» (кстати, на всей остальной территории «ЦРБ» — это центральная районная больница, симптоматично, не правда ли?) легализируются деньги, «отжатые» в украинских банках. В этой связи можно вспомнить недавнюю экспроприацию более чем 250 млн грн из «Всеукраинского банка развития» Александра Януковича.

И даже, несмотря на это, в первом квартале текущего года ДНР удалось собрать в свой бюджет только 1,137 млрд грн, что составляет только 36% от запланированного на первое полугодие.

Заметьте – за первый квартал собрано чуть больше одного миллиарда, и это при общих расходах за полугодие в более чем 23 млрд. Т.е. собрано около 10 % от необходимых сумм, и это — не считая теневого расходов на функционирование НВФ. На наш взгляд, это просто провал. О какой самостоятельности этих территорий может идти речь?

Теперь — анализ структуры доходной части. Тут мы получаем дополнительные доказательства «фейковости» «республик». Главными статьями доходов стали внешняя финансовая помощь – 534 млн грн, доходы местных бюджетов – 211 млн грн, налог на прибыль юрлиц – 154 млн грн, акцизные сборы – 77 млн грн, часть чистой прибыли республиканских предприятий – 64 млн грн, сборы от реализации конфиската на таможне – 54 млн грн, сборы ЦРБ – 5 млн грн и другие налоги и сборы – 38 млн грн.

6-1d

Мы опять наблюдаем перекос бюджета в сторону одного из направлений формирования бюджета. Практически 50% доходов бюджета республики в первом квартале 2015 года обеспечила внешняя финансовая помощь, которая всего на 10% меньше, чем все остальные статьи доходов бюджета республики вместе взятые. Это четко показывает, что промышленность на территории ДНР не работает — либо работает, не уплачивая «молодой республике» налоги, а таможенные сборы и акцизы не собираются. В общем, экономический механизм государства не запущен. И это очень положительная новость.

Для сравнения формирования доходной части бюджета отметим, что в украинском бюджете совсем иная структура наполнения бюджета. Главными бюджетообразующими статьями являются НДС с ввезенных на территорию Украины товаров и на произведенные в стране товары (34,2%), часть чистой прибыли государственных предприятий (13,2%), акцизные сборы (12%), рентная плата за использование недр и природных ресурсов (8,9%) и налоги на доходы физлиц (8,4%) и на прибыль предприятий (7,2%). В то же время внешняя финансовая помощь составляет всего 1% всех доходов. То есть мы видим, что в Украине бюджет формируют статьи функционирующего рынка и работающей экономики.

6-2d

Кроме этого, по итогам первого квартала 2015 года Украина перевыполнила бюджет и вместо ожидаемого дефицита получила профицит в размере 13,97 млрд грн. Общая сумма доходов сводного бюджета Украины за январь-март составила 140,25 млрд грн, что на 25% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Больше всего выросли доходы бюджета от акциза на импортные подакцизные товары (в 6,8 раза — до 4,87 млрд грн), ввозной пошлины (в 3 раза больше — до 6,25 млрд грн), акциза на отечественную подакцизную продукцию (на 60, 7% больше — до 7,65 млрд грн), от НДС на импортные товары (на 71,9% больше — до 29,89 млрд грн) и от НДС на продукцию, произведенную в Украине (на 32,1% до 25,14 млрд грн).

7d

Можем сделать некоторые выводы.

Как мы уже указали в нашей предыдущей статье, сейчас главное для Украины в противостоянии с «Д/ЛНР» — не допустить формирования на этих территориях государственных институтов. Бюджетная система – один из основных институтов государства и зеркало его экономики. С удовлетворением можно констатировать, что анализ бюджета «ДНР» показывает, что ни государственных институтов, ни экономики на этой территории нет, и их появление не предвидится. Тот финансовый план, который боевики пафосно называют «бюджетом ДНР» — филькина грамота, с огромными расходами и доходами, едва покрывающими 10% от номинальной потребности. И это при том, что реальная потребность (расходная часть бюджета) сильно приуменьшена. Ведь разбалансированность бюджета по статьям – огромная доля популистских социальных расходов и минимальный уровень военных (что невозможно для активно воюющей территории, кормящей более 40 тыс. бандитов из ВСН) — показывает, что в бюджет не заложена и половина необходимых расходов. Кроме того, в бюджете нет многих необходимых для существования населения на этой территории статей затрат (экология, дотация шахтерам и средства на закрытие шахт и др.).

Несмотря на работу предприятий на неконтролируемой территории и взымания с них налогов с доходов в пользу «ДНР», бюджет республики все равно не выполняется. Так не получится построить функционирующие государственные институты, а свободный рынок и международная торговля не заработают.

«Бюджет Донецкой Народной Республики» является финансовым планом некоего придатка, несамостоятельного образования, которое не может себя само обеспечить и сидит на российской финансовой игле. И только от воли Кремля зависит, сколько продержится проект «ДНР». В общем, «ДНР» – европейская Палестина, террористическая территория, находящаяся на полном обеспечении со стороны Кремля, и ее ликвидация – это вопрос времени. И это время работает на Украину. И в будущем Украина победит в этой войне, так что не нужно пороть горячку.

И еще в дополнение. В предыдущей статье (про санкции) мы говорили о невозможности силового решения конфликта со стороны Украины. Проведенный выше анализ бюджета «ДНР» убедительно  доказывает, что военного решения этого конфликта нет и со стороны «псевдореспублики». Почему? Да очень просто. Война – это только временное состояние между состояниями мира. И главное в войне – получить экономические преференции к обеспечению будущего мирного существования. Именно поэтому цели военной кампании должны обеспечивать или политические дивиденды, или экономические преференции. Несмотря на постоянные заявления руководства боевиков о том, что вот «если мы получим контроль над всей территорией Донбасса, то станем самодостаточными в экономическом плане», редакция как ни анализировала, не смогла найти такие цели будущего наступления боевиков, достигнув которые, они смогли бы хоть как-то улучшить свою экономическую ситуацию. Скорее наоборот — с каждым километром продвижения внутрь украинской территории их экономическая ситуация будет только ухудшаться. Почему, спросите вы – да вот почему. Вы заметили структуру «бюджета ДНР»? Там очень мало экономики и много иждивенцев. Что получит «ДНР» от новой территории?

  • Разрушенную в результате боевых действий инфраструктуру, предприятия и жилищное хозяйство. Все это надо восстанавливать, а это огромные средства, которых у сепаратистов нет. Значит, расходная часть бюджета будет расти.
  • Мобильное трудоспособное население покинет зону боевых действий, останутся совсем немобильные пенсионеры и прочие иждивенцы. Это значит, что расходную часть бюджета нужно будет еще больше увеличить для обеспечения их выживания. Понятно, что предприятия в городах захваченных сепаратистами тоже встанут, а это значит, что их рабочие также пополнят ряды этих самых иждивенцев, еще больше загрузив социальные статьи бюджета. Хотя куда уж больше.
  • И самое главное. Понятно, что пока основным источником загрузки предприятий на оккупированной части Донбасса является их участие в единых технологических цепочках украинских ФПГ — проще говоря, работает транснациональный бизнес Ахметова. Но работает эта система только потому, что производители конечной продукции находятся на подконтрольной Украине территории, и их продукцию можно официально отправлять на экспорт. Так, донецкие шахты отправляют коксующийся уголь на Авдеевкий и Мариупольский коксохимы, а кокс оттуда идет на Мариупольские меткомбинаты (Азовсталь и Ильича). А оттуда продукция уже официально экспортируется. Именно за счет этого экспорта и живет вся производственная цепочка, как на украинской территории, так и на территории, подконтрольной «ДНР». А теперь представьте себе, что Мариуполь захвачен боевиками «ДНР». Заводы встали, экспорта нет и не будет, а значит, что встанут не только эти заводы, станет вся технологическая цепочка – десятки шахт и заводов, которые еще пока работают в «ДНР». Вот так.

Все это значит, что каждый отвоеванный ими километр украинской территории приближает их к полному экономическому краху.

P.S. специально для паствы пророков Ватного Апокалипсиса. Вы так долго радовались дефолту Украины и готовились к нему, обменивая гривны на рубли по грабительскому курсу один к двум. Так отрывайте глаза – анализ «госбюджета ДНР» показывает, что «ДНР» – банкрот, который буквально на 1-2% может покрывать свои расходы из получаемых на территории «республики» доходов. И скоро этот банкрот потянет за собой и Кремль с его рублем.

Госдолг США видели? Ну, то-то же.

Кстати, про структуру госдолга Украины и стоимость его обслуживания будет следующая статья.

Дмитрий Подтуркин

Юрий Кулик

Антон Швец



Создан 12 июн 2015



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
https://www.gismeteo.ua/weather-donetsk-5080/