Неэлитная страна. Почему в Украине нет настоящей элиты?

 

Неэлитная страна. Почему в Украине нет настоящей элиты?

Откуда ее взять и как воспитывать?



В ежегодном рейтинге качества жизни журнала International Living Украина сдает позиции - в нынешнем году она опустилась с 68-го на 73-е место, разместившись между Намибией и Ботсваной. В рейтинге экономической свободы фонда The Heritage Foundation она занимает 164-е место, в рейтинге коррумпированности международной организации Transparency International - делит 134-е место с Гондурасом, Того и Зимбабве. Столь же неутешительные показатели страна имеет в глобальном индексе конкурентоспособности, год от года варьируя места в 7-м и 8-м его десятках.

 

А причина, по мнению экспертов, в одном - отсутствии настоящей элиты, имеющей силы и желание развивать свою страну.

 

Сырьевой ресурс

Уже не первый год аналитики в своих редких заметках констатируют развитие следующих тенденций в стране:

  • неадекватно низкий общий уровень жизни;
  • стабильное сокращение количества населения;
  • непрестанная утечка мозгов;
  • стабильная сырьевая ориентация экспорта;
  • отсутствие модернизации существующих производств и инноваций;
  • отсутствие инвестиций в экономику;
  • утечка денежных ресурсов в оффшоры;
  • опустошенное село с униженным фермерством;
  • уничтоженный в зародыше средний класс;
  • обескровленные зародыши демократии и парламентаризма;
  • отсутствие долгосрочных и перспективных реформ;
  • тотальная, введенная в ранг закона, коррупция;
  • низкий уровень компетентности всех ветвей власти.

Аналитики приходят к выводу, что основной причиной такого положения дел является отсутствие в Украине истинной элиты, т.е. группы людей, способной и готовой взять на себя ответственность за программу развития страны. Два десятилетия в Украине закреплялся отживший во многих странах олигархический строй. Истинный правящий класс находится не в зданиях парламента, правительства и Администрации президента - он монопольно владеет основными производственными ресурсами страны. Этот класс не заинтересован в преодолении коррупции и внедрении законного лоббирования своих интересов в органах власти. Активный средний класс - прямой конкурент, а значит, враг этого правящего класса. Как следствие - иллюзорность и неэффективность институтов гражданского общества, видимость демократических процедур. Отсюда - стремительно растущий разрыв между сверхдоходами немногих и заработками большинства.

Однако эксперты утверждают, что даже и олигархия может быть элитой - при одном условии: если она свои личные сверхприбыли ставит ниже благополучия общества, которым правит. Относительно украинского правящего класса сомнений нет - дети этих людей давно получили образование в престижных учебных заведениях развитых стран, их капиталы хранятся в престижных банках тех же стран. Отдыхают и преимущественно живут эти люди также не в Украине, используя ее всего лишь как ресурс.

Назад к мифам

Почему так случилось? Существуют разные мнения. Чаще всего принято утверждать, что страны Европы потратили не одно столетие на становление цивилизационных институтов, что дает им возможность сегодня противопоставлять влиянию олигархии реальные демократические механизмы. Кроме того, в Украине никогда не было аристократии. Соответственно, в украинском обществе нет идеи служения, нет элиты, которая живет по принципам, а не по обстоятельствам.

Другая точка зрения: Голодомор 1932-1933 годов и проект сознательного уничтожения социальной ткани Украинской республики, в котором обвиняют большевиков некоторые историки, сформировали ту нравственную и интеллектуальную пустыню, в которой оказались жители независимой уже страны.

Аналитики констатируют, что вот уже 20 лет Украина пребывает в состоянии дистопии, т.е. принципиального неразвития - как человеческого, так и институционального. Старые советские институты пережили мутацию, но многие выжили, став постсоветскими гибридами. А новые, «демократические», не стали влиятельными и стабильными.

Говорится и о том, что в обществе отсутствует язык самопонимания. У нас нет языка, на котором мы могли бы описать время и место, в котором пребываем. Ни украинский, ни русский языки, ни идиолекты, ни суржик не способны концептуально описать то место, где мы живем. А это означает, что мы принципиально не-способны создавать смыслы.

Поэтому смыслом существования многих украинцев, ищущих ответы, стала мифомания. Вся логика социального действия - создание мифа, который позволяет не замечать истинной проблемы. Мифами оперируют все: лидеры партий, работодатели, чиновники, депутаты, их избиратели.

Именно эти мифы разрывают общество как минимум по трем направлениям. Во-первых, по поколениям. Общение между поколениями настолько отягощено разными мифологемами, отсутствием общего языка и возможности понимания, что большие семьи принципиально не исполняют своей роли. Второе разделение - по культурным идентичностям: Запад и Восток, украино- и русскоязычные. Третье деление - по социально-экономическим параметрам: тот самый необоснованный громадный разрыв между доходами супербогатых и очень бедных.

Но на колоссальную классовость общества накладываются еще и два внешнеполитических проекта, оба центростремительные: российский и европейский. Именно они создают линию фронта внутри страны. Выход - один: работать над фундаментальным консенсусом. Однако кто это будет делать?

Факт остается фактом: те немногие лидеры в своих профессиональных областях, которых помимо прочего тревожат судьбы страны, не имеют возможности кардинально изменить ситуацию, сколько бы раз они ни собирались, чтобы констатировать эти печальные тенденции. Между тем, в мире только с таких собраний, клубных систем, где обсуждались альтернативные картины будущего, и начинались реальные стратегии, в отдельных случаях приводившие даже к смене общественного строя.

Как создать элиту?

Эксперты в области образования напоминают, что именно образовательные структуры - то место, где задается новая структура общества. Т.е. обсуждение стратегических реформ бессмысленно без понимания того, как устроена сама система образования, какие в ней существуют социальные отношения.

«АиФ» не раз писал о том, в каком кризисном состоянии находится отечественная система образования, усугубленном общемировым образовательным кризисом. Причины его просты: происходит разрушение классического университета и главенства научной парадигмы. Первенство переходит к технологиям. Если в научной парадигме базовым процессом была передача знаний, в технологической парадигме его роль играет становление новых компетенций - умения работать с информацией и стандартами. Т.е. в системах образования акцент переносится с мышления и знаний на понимание. Образование встраивается в правительства и крупные транснациональные корпорации. Украине, с ее архаической, излишне централизованной и крайне забюро-кратизированной системой управления учебными заведениями, а также старением и профессиональной деградацией педагогических кадров, никак не поспеть за столь революционными изменениями.

Между тем, для того чтобы у страны появилась хотя бы надежда на рождение новой, настоящей элиты через несколько поколений, уже сегодня нужно работать. Во-первых, над созданием широкоформатного и вариативного поля образовательных учреждений, во-вторых - над созданием фильтра для отбора элиты. Аналитики утверждают, что влиятельные элиты развитых стран справились с задачей создания таких механизмов социальных «лифтов», которые позволяют в безграничном море социума, с помощью хитроумных фильтров, вылавливать единицы достойных пополнить ряды этих элит.

 

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ЭЛИТА
1. Субъект, обладающий волей.
2. Рефлексирующая - в среде элиты должны порождаться мыслительные конструкции.
3. Живая - обладает инстинктами самосохранения, самовоспроизводства и экспансии.
4. Структурированная - поделенная на подгруппы, которые выполняют разные функции.
5. Понимающая и чувствующая свое общество - использует его как ресурс и одновременно готова пожертвовать своим капиталом и интеллектом ради его сохранения.
6. Конкурирующая со всеми другими элитами - пытается пресечь на корню рождение новых элит.
7. Не поддающаяся искусственному выращиванию - рождение элиты не могут обеспечить одни только качественные образовательные институты.

 



Создан 15 мар 2011



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
https://www.gismeteo.ua/weather-donetsk-5080/